0

Сравнение

VIP Club

Космическая музыка: 12 альбомов, которые уносят в далекие вселенные

Автор статьи: Зевин Игорь
11.04.2024 1185 0

На носу 12 апреля, День космонавтики. А любые праздники лучше всего отмечать с музыкой. Мы составили подборку 12 «космических» альбомов — от самых очевидных до относительно малоизвестных. По жанрам — рок, электроника, джаз, дрим-поп, пост-рок и не только.

Дэвид Боуи — «Space Oddity» (1969)

Дэвид Боуи — «Space Oddity»

В головах меломанов Боуи и песни о космосе давно неразделимы. Многие и не знают, что альбом «Space Oddity» вообще-то называется «David Bowie», по крайней мере, в изначальном варианте. В 1972 году, в первом переиздании, он уже носил имя «Space Oddity» и до 2009-го его никто не называл «David Bowie» — об этом пишет Николас Пегг, биограф Дэвида.

Пластинка вышла в ноябре, а вот заглавный сингл с нее — 11 июля, через неделю после того, как Нил Армстронг высадился на Луне. В конце 1960-х космическая тема была популярна так же, как и сейчас: при написании песни Боуи вдохновлялся фильмом Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (1968). А Майор Том, главный герой «Space Oddity», потом появится и в других композициях Дэвида. Наша любимая — «Hallo Spaceboy» в ремиксе Pet Shop Boys.



Tangerine Dream — «Zeit» (1972)

Tangerine Dream — «Zeit»

Даже фанаты электронной музыки не назовут всех участников великих Tangerine Dream. Состав группы менялся много раз, и альбом «Zeit» («Время») примечателен тем, что это их первый релиз с Петером Бауманом, одним из музыкантов классического состава. Еще один важный момент — использование синтезатора Moog, который станет ключевым инструментом Tangerine Dream. По масштабу и серьезности «Zeit» можно назвать музыкальным аналогом космического пространства.

«Zeit» — любимый альбом Стивена Уилсона, лидера прогрессив-рок-группы Porcupine Tree. «Для меня это оригинальный, величайший эмбиент, появившийся задолго до того, как такое понятие вообще придумали. Эта музыка — без мелодии, ритма и структуры, но слушать ее — все равно, что наполнить комнату самым прекрасным и таинственным ароматом».



Sun Ra — «Space Is The Place» (1973)

Sun Ra — «Space Is The Place» (1973)

Если при взгляде на этот альбом вам пришел в голову фильм «Космос — отличное место», то все правильно: Sun Ra записал и музыку к нему. Но саундтрек и альбом — две разные вещи, хотя и не без общих мест. В первом 16 композиций, во втором — пять (с пересечениями в «Space Is The Place» и «Discipline», но в разных длительностях).

Sun Ra — пожалуй, самая необычная фигура в джазовой музыке, лицо авангардной ветки жанра. Он называл себя пришельцем с Сатурна и даже сменил данное при рождении имя на «Солнце Ра» в честь бога Солнца. Его живые выступления больше напоминали религиозные церемонии, чем обычные концерты. Rolling Stone называл Sun Ra «недостающим звеном между Дюком Эллингтоном и Public Enemy», а среди его фанатов — Терстон Мур из Sonic Youth и Бобби Гиллеспи из Primal Scream.



Pink Floyd — «The Dark Side of the Moon» (1973)

Pink Floyd — «The Dark Side of the Moon» (1973)

Конечно, очевидно, но куда без этого альбома? Думаем, вы и так знаете, что это величайший релиз всех времен и народов и к тому же бестселлер на 50 млн копий. Но, возможно, вы не слышали, что перед релизом Pink Floyd играли этот материал 87 (!) раз на концертах. Никто не любит, когда музыканты исполняют новые песни — представляете, как изменилось мнение зрителей тех шоу, когда они поняли, что именно услышали.

Обложка «The Dark Side of the Moon» легендарна, но она могла быть и другой. Арт-группа Hipgnosis и дизайнер Джордж Харди рассматривали вариант… с Серебряным Серфером из комиксов Marvel. По словам участника Hipgnosis, образ Серфера казался им «очень космическим». Однако идею пришлось отложить — они бы вряд ли получили разрешение на использование персонажа.



Майк Олдфилд — «Tubular Bells» (1973)

Майк Олдфилд — «Tubular Bells» (1973)

Один из ранних образцов того, что потом назовут нью-эйджем. Звучит внушительно, атмосферно — а между тем Майку было всего 19 лет, когда он записывал альбом. И почти на всех инструментах тоже сам сыграл. Трека на «Tubular Bells» лишь два, но каждый длится по 25 минут. Первый, особенно его вступление, наверняка покажется вам знакомым — его превратили в тему фильма «Экзорцист».

«Tubular Bells — Pt.1» Олдфилд начал сочинять в 17-летнем возрасте. Тогда в его жизни был не лучший период: денег зарабатывал мало и жил в плохой квартире. Музыкант признался, что вложил в этот трек «всю свою концентрацию и энергию — эмоциональную, духовную и даже физическую». Тогда он чувствовал себя полным аутсайдером, и это передалось в песню: может быть, поэтому она так многим и нравится.



Роберт Фрипп и Брайан Ино — «Evening Star» (1975)

Роберт Фрипп и Брайан Ино — «Evening Star» (1975)

Конечно же, этот список не мог обойтись без Брайана Ино. «Evening Star» появился вскоре после того, как Фрипп распустил King Crimson. И это была не первая совместная пластинка Роберта и Брайана, в 1973-м они выпустили «(No Pussyfooting)». Она, пожалуй, более известна. Зато вторую работу хвалили сильнее, она оказалась более мягкой, безмятежной по сравнению с дерзкой первой. И эксперименты в ней заметнее.

При создании «Evening Star» музыканты использовали технику фриппертроники. Если упрощенно, это когда две магнитофонные ленты записываются друг на друга с задержкой (и да, прием получил название по фамилии Фриппа). Наверное, это пик сотрудничества артистов — выпущенный почти через 30 лет «The Equatorial Stars» (2004) вышел неплохим, но магию предшественника не повторил.



Cocteau Twins — «Blue Bell Knoll» (1988)

Cocteau Twins — «Blue Bell Knoll» (1988)

Пятый альбом культовой группы — и первый, который они делали в собственной студии. Наконец-то получив творческую свободу, Cocteau Twins привнесли в свою музыку поп-чувствительность. Вокалистка Элизабет Фрейзер говорила, что «Blue Bell Knoll» ей дался легче, чем все остальные релизы в ее карьере.

В студии Cocteau Twins не было навороченных компьютеров, как и большого количества клавишных. Музыканты работали с гитарным звуком, обрабатывая партии Робина Гатри и Саймона Рэймонда. Рэймонд считает, что это был особенно плодотворный период, а Гатри называет «Blue Bell Knoll» одной из своих любимых пластинок. Ее легко слушать, но и амбиции в ней слышны. Альбом сравнивают с картинами импрессионистов и с поэзией XIX века, но и от космоса в нем что-то есть — как минимум, воздушность и невесомость.



Суфьян Стивенс, Брайс Десснер, Нико Мьюли и Джеймс Макаллистер — «Planetarium» (2017)

Planetarium» (2017)

Что это мы все о классике, пора и в наше время заглянуть, в нем тоже много интересного. Вот, например, альбом «Planetarium». Он повествует о планетах Солнечной системы (названия песен вроде «Uranus» и «Mars» говорят за себя), а еще о кометах, черных дырах и Луне. Создавала его настоящая супергруппа: Стивенс — уважаемый инди-исполнитель и номинант на «Оскар», Десснер — гитарист не нуждающихся в представлении The National, Мьюли — композитор, продолжающий дело Филиппа Гласса.

Космическое пространство — не единственная тема «Planetarium». Музыканты также исследуют внутренний мир человека и его взаимодействие с обществом. Не забыли даже про религиозный вопрос: по мнению Суфьяна, «божественное существо часто вдохновляется космосом».



Hawkwind — «Road to Utopia» (2018)

Hawkwind — «Road to Utopia» (2018)

У рока есть целый поджанр спейс-рок, а группа Hawkwind напрямую причастна к его появлению. Коллектив до сих пор существует и регулярно радует меломанов новыми релизами. «Road to Utopia», к сожалению, в их число не входит, он составлен из акустическо-оркестровых версий классических песен группы — правда, две свежие композиции все-таки имеются.

Наверное, шедевральной пластинку не назовешь, но банальным переигрыванием старого материала — тоже. Не все песни и узнать можно, если не вслушиваться внимательно. Это довольно любопытный эксперимент с немалой долей иронии, которая видна уже по обложке. В «The Watcher» на гитаре играет не кто иной, как Эрик Клэптон. А сама песня была написана Лемми Килмистером: до того, как основать Motorhead, он четыре года выступал с Hawkwind.



Ozric Tentacles — «Space for the Earth» (2020)

Ozric Tentacles — «Space for the Earth» (2020)

Не самая известная группа, но весьма интересная. Ozric Tentacles существуют 40 с лишним лет и сформировались в 1980-х — не самом благоприятном десятилетии для психоделического рока. Коллектив никогда не сотрудничал с мейджор-лейблами, но нехило повлиял на британскую музыкальную индустрию. Ozric Tentacles не раз выступали на легендарном фестивале Glastonbury и обрели культовый статус.

Они также ассоциируются с рейвами: в их творчестве много электроники, но все же рок преобладает. Звучание — одновременно выразительное и кристально чистое, оно будто обволакивает слушателя и уносит его куда-то далеко. Эд Уинн, лидер группы, написал эти песни под впечатлением от шотландской природы. «Space for the Earth» — редкий пример странной и при этом явно позитивной музыки.



Sigur Ros — «Atta» (2023)

Sigur Ros — «Atta» (2023)

В прошлом году исландские пост-рокеры вернулись с первым альбомом за десять лет. За это время они не просто не стали хуже, но, кажется, только творчески окрепли. В 2018-м группу покинул барабанщик Орри Дирасон; не исключено, что из-за этого «Atta» приобрел еще более неземную атмосферу, чем обычно бывает у Sigur Ros. Возвращение клавишника Кьяртана Свейнссона тоже не осталось незамеченным.

Во всех песнях, кроме «Fall», играет Лондонский современный оркестр из 41 человека. Минималистичная музыка группы исполнена максимально драматично, и это сработало. «Atta» понравился практически всем, его часто называли лучшей работой Sigur Ros со времен «Takk…» (2005). Эпичный и эйфорический, этот альбом еще и просто мелодичен, даром что темы исследует серьезные, вроде изменения климата.



Жан-Мишель Жарр — «Oxymoreworks» (2023)

Жан-Мишель Жарр — «Oxymoreworks» (2023)

Относительно недавний альбом, ему и полугода еще не исполнилось. В принципе, на этом месте мог бы быть любой релиз Жарра, но «Oxymoreworks» состоит из дуэтов с другими исполнителями. Да еще какими: Брайан Ино, Мартин Гор из Depeche Mode, знаменитый диджей Армин ван Бюрен и даже российская (!) артистка-продюсер Нина Кравиц. Прямо энциклопедия по электронной музыке получилась.

Правда, эти дуэты — не новые песни, а переработки треков с пластинки «Oxymore» (2022). Но хуже они от этого не становятся: Жарр подстраивается под каждого исполнителя, поэтому все композиции звучат по-разному и вызывают разные ощущения. Просто послушайте оба альбома и сравните. Сам Жан-Мишель описывает «Oxymoreworks» как «доказательство искусства сотрудничества, яркую коллекцию музыкальных диалогов».





Герои статьи
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!